Кизомба (порт. kizomba) — современный городской популярный парный танец, а также музыкальный жанр. Этот танец возник как смесь традиционной ангольской сембы и карибского зука. Из-за похожести ритма музыкальный стиль кизомба иногда путают с зуком. Кизомба — чувственный, романтичный, довольно эротичный танец.

Слово «кизомба» на языке кимбунду, где «kizomba» происходит от «kuzomba», имеет мужской род и переводится как «медленно следовать». В современном португальском языке за понятием «кизомба» фиксируется женский род и следующие значения: африканский ритм ангольского происхождения; танец, исполняемый под такой ритм; в Анголе имеет значения «батуке» и «праздник», «развлечение».

Танец кизомба зародился в столице Анголы — Луанде в начале 80-х годов XX века под влиянием традиционных танцев семба и меренге. В отличие от сембы, музыкальное сопровождение и танцевальные движения кизомбы характеризуются более медленным и, как правило, весьма романтическим ритмом.
Первое что надо помнить, в отличие от Сальсы или Бачаты, Кизомба не латиноамериканский танец, а именно африканский.

Очень часто кизомбу ошибочно путают с танцем зук, так как их ритмы немного похожи. Танец появился на свет в начале 80х в Луанде (Ангола) и очень быстро стал популярен в португалоговорящих странах ( Бразилия, Мозамбик, Кабо-Верде и в самой Португалии). На сегодняшний день в этих странах очень сложно провести четкую грань между музыкой зук и кизомба, все эти стили объеденяют в один — кизомбас. Но изначально песни зука исполнялись на французком, а кизомбы — на португальском. Главная отличительная черта этих направлений — тяжелые и четкие биты в кизомбе!

Характерной чертой классической кизомбы является медленный, «тягучий», прямой бит, который в современной музыке формируется за счет электронных инструментов.
Музыкальный размер кизомбы 4/4. Как правило, в кизмобе каждые четыре такта (16 битов) начинается новая музыкальная тема.
Основной и самой сложной задачей для танцующих является “ведение и следование”. Для тех, кто танцует сальсу, при изучении кизомбы поначалу может показаться необычным ведение потому, что здесь оно идет от грудной клетки и отличается от привычного в других социальных танцах ведения.
Кизомба танцуется только в паре. По этому необходимыми умениями являются чувство ритма и взаимодействие в паре.
Техника Кизомбы
Танцующие двигаются плавно и медленно, на мягких ногах с небольшим баунсом на каждый шаг, но не «прыгая» головой. Во время танца партнеры находятся весьма близко друг к другу, рука партнера обхватывает всю спину партнерши, а левая рука партнерши лежит у партнера на шее. На шагах партнеры могут совершать волнообразные движения корпусом.
Одной из самых замечательных особенностей Кизомбы является отсутствие сложных скоростных танцевальных фигур – это спокойный и плавный танец.
Поддержки в социальной Кизомбе не являются самоцелью, они весьма минималистичны. Зато много внимания уделяется пластике корпуса партнерши — обыгрывание музыки через вращение бедер, волны корпуса.
Современная кизомба, та, которую мы сейчас видим на дискотеках, это во многом танец, очень похожий по принципам ведения и следования на аргентинское танго, но с более простым ритмом и правилами танцевания, более «забойный», с большей внешней сексуальностью. Как будто внутреннюю чопорную страсть танго сложили с отвязанной сексуальностью реггетона и поделили полученное на два. В результате получился отлично сбалансированный, сексуальный, но в то же время остающийся в рамках приличия, завораживающий своей музыкой танец.
Поскольку танец чувственный и эмоциональный, у всех танцующих напрашивается сравнение с бачатой. Не нужно этого делать! Кизомба, как и бачата, танцуется очень близко, но если в бачате мы привыкли соприкасаться бедрами, то здесь, в первую очередь, происходит соприкосновение грудной клеткой и часто кизомбу танцуют буквально щека к щеке.

Кизомба, несмотря на богатое прошлое, достаточно молодой танец, и она все еще растет, развивается, находится в процессе становления.

В настоящее время выделяются несколько основных стилей кизомбы:

    • Traditional (традиционная кизомба) – ангольский вариант кизомбы, танцуют в основном в Анголе и Португалии, характерен более плавными движениями и круговым направлением перемещения в танце.

    • UrbanKiz (урбан кизомба)– осовремененный вариант кизомбы, активно развивается во Франции, характерен более мелкими, «тонкими» движениями, часто внезапными, ускорениями и линейным перемещением.

    • Tarraxinha (таррашинья, или тарраша) — это часть кизомбы, которая включает в себя искусство танцевать музыку практически не двигаясь по площадке, характерны активные движения бедрами и волны, присутствует очень близкий контакт танцующих. Может быть как самостоятельный танец, или как украшение кизомбы.