Кизомба (порт. kizomba) — современный городской популярный парный танец, а также музыкальный жанр. Этот танец возник как смесь традиционной ангольской сембы и карибского зука. Из-за похожести ритма музыкальный стиль кизомба иногда путают с зуком. Кизомба — чувственный, романтичный, довольно эротичный танец.

Слово «кизомба» на языке кимбунду (Се́верный мбу́нду (кимбу́нду, донго) — язык группы  банту, распространённый в Анголе, Конго и Замбии) означает «праздник», «вечеринка»

В современном португальском языке за понятием «кизомба» фиксируется женский род и следующие значения: африканский ритм ангольского происхождения; танец, исполняемый под такой ритм; в Анголе имеет значения «батуке» и «праздник», «развлечение».

Танец кизомба зародился в столице Анголы — Луанде в начале 80-х годов XX века под влиянием традиционных танцев семба и меренге. В отличие от сембы, музыкальное сопровождение и танцевальные движения кизомбы характеризуются более медленным и, как правило, весьма романтическим ритмом.

Считается, что танец возник на праздниках «кизомбадаш» (kizombadas), а выделение из медленной сембы в самостоятельный вид вызревало на протяжении десятилетий 70-х и 80-х годов XX века. Само слово «кизомба» впервые в Анголе на португальском языке употребил барабанщик группы «S.O.S» Биби.

Французская исследовательница африканской культуры Сильвия Клерфёль (Sylvie Clerfeulle) разделяет широко распространённое мнение о том, что кизомба произошла от стиля зук, и молодые ангольские музыканты, переняв элементы зук, создали ангольскую кизомбу[2].

Подтверждая свои слова, Сильвия Клерфёль писала: «В 80-х годах прошлого столетия мода на новый стиль зук пришла в Анголу, где вся молодёжь танцевала под музыку групп „Малавуа“ (Malavoi), „Газолин“ (Gazolin) и „Кассав“ (Kassav), которые выступили в стране в триумфальном турне». С. Клерфёль употребляла слово «кизомба» на французском языке в мужском роде — «le kizomba».

Важно при этом, что «Zouk» переводится с языка французских креолов как «вечеринка» или «фестиваль».

Однако Наго Сек (Nago Seck), употребляя слово «кизомба» на французском языке в женском роде — «la kizomba», считает, что родившаяся в Анголе кизомба, которую называют «африканским танго», родственна зуку и существует в 4-х разновидностях по странам: Ангола, Кабо Верде, Гвинея-Бисау и Португалия.

Ангольцы же признают только вариант кизомбы своей родной страны. Мнение вполне оправдано при сравнении исполнения танца ангольцами и европейцами.

Учитывая, что Ангола была португальской колонией, и португальский язык в этой стране является государственным, многие песни, под которые танцуют кизомбу, исполняются на португальском языке. Танец  быстро стал популярен в португалоговорящих странах (Бразилия, Мозамбик, Кабо-Верде и в самой Португалии).

В настоящее время как в португалоязычных странах, так и по всему миру очень трудно провести различия между музыкальным сопровождением и танцевальными движениями зук и кизомбы: все эти стили называются кизомбас. Однако стоит заметить, что песни в стиле зук исполняются на французском языке, а кизомба — на португальском. Главная отличительная черта этих направлений — тяжелые и четкие биты в кизомбе!

Первое что надо помнить, в отличие от Сальсы или Бачаты, Кизомба не латиноамериканский танец, а именно африканский.

Характерной чертой классической кизомбы является медленный, «тягучий», прямой бит, который в современной музыке формируется за счет электронных инструментов.
Музыкальный размер кизомбы 4/4. Как правило, в кизомбе каждые четыре такта (16 битов) начинается новая музыкальная тема.
Основной и самой сложной задачей для танцующих является “ведение и следование”. Для тех, кто танцует сальсу, при изучении кизомбы поначалу может показаться необычным ведение потому, что здесь оно идет от грудной клетки и отличается от привычного в других социальных танцах ведения.
Кизомба танцуется только в паре. По этому необходимыми умениями являются чувство ритма и взаимодействие в паре.

Техника Кизомбы
Танцующие двигаются плавно и медленно, на мягких ногах с небольшим баунсом на каждый шаг, но не «прыгая» головой. Во время танца партнеры находятся весьма близко друг к другу, рука партнера обхватывает всю спину партнерши, а левая рука партнерши лежит у партнера на шее. На шагах партнеры могут совершать волнообразные движения корпусом.
Одной из самых замечательных особенностей Кизомбы является отсутствие сложных скоростных танцевальных фигур – это спокойный и плавный танец.
Поддержки в социальной Кизомбе не являются самоцелью, они весьма минималистичны. Зато много внимания уделяется пластике корпуса партнерши — обыгрывание музыки через вращение бедер, волны корпуса.
Современная кизомба, та, которую мы сейчас видим на дискотеках, это во многом танец, очень похожий по принципам ведения и следования на аргентинское танго, но с более простым ритмом и правилами танцевания, более «забойный», с большей внешней сексуальностью. Как будто внутреннюю чопорную страсть танго сложили с отвязанной сексуальностью реггетона и поделили полученное на два. В результате получился отлично сбалансированный, сексуальный, но в то же время остающийся в рамках приличия, завораживающий своей музыкой танец.
Поскольку танец чувственный и эмоциональный, у всех танцующих напрашивается сравнение с бачатой. Не нужно этого делать! Кизомба, как и бачата, танцуется очень близко, но если в бачате мы привыкли соприкасаться бедрами, то здесь, в первую очередь, происходит соприкосновение грудной клеткой и часто кизомбу танцуют буквально щека к щеке.

Кизомба, несмотря на богатое прошлое, достаточно молодой танец, и она все еще растет, развивается, находится в процессе становления.

В настоящее время выделяются несколько основных стилей кизомбы:

    • Traditional (традиционная кизомба) – ангольский вариант кизомбы, танцуют в основном в Анголе и Португалии, характерен более плавными движениями и круговым направлением перемещения в танце.

    • UrbanKiz (урбан кизомба)– осовремененный вариант кизомбы, активно развивается во Франции, характерен более мелкими, «тонкими» движениями, часто внезапными, ускорениями и линейным перемещением. Многие до сих пор спорят является ли UrbanKiz — стилем кизомбы или это отдельный самостоятельный танец, возникший «по мотивам» кизомбы?

    • Tarraxinha (таррашинья, или тарраша) — это часть кизомбы, которая включает в себя искусство танцевать музыку практически не двигаясь по площадке, характерны активные движения бедрами и волны, присутствует очень близкий контакт танцующих. Может быть как самостоятельный танец, или как отдельные элементы — украшение кизомбы.